Психогигиена

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

Важными проблемами и направлениями исследований являются:

  • экология человека - изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,
  • забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,
  • забота о правильном воспитании детей и подростков,
  • рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;
  • психологический климат в больших и малых социальных группах;
  • разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;
  • система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.
  • эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Она призвана помогать человеку -

  • избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,
  • обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

  • создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;
  • передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;
  • санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют:

  • личную (индивидуальную) и
  • общественную (социальную) психогигиену.

Разделы психогигиены:

  • психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье,
  • психогигиена детей и подростков
  • школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста.
  • психогигиена пожилого старческого возраста,
  • психогигиена умственного труда,
  • психогигиена семьи,
  • психогигиена быта и др.

Гигиеническое воспитание

Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.

  • Информационно - рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания
  • репродуктивный метод - объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;
  • проблемный метод - обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

  • Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
  • Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.

Психопрофилактика

Психопрофилактика — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

  • медицинского обследования психического состояния различных групп населения — учащихся, военнослужащих и т. д.;
  • анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;
  • ранняя диагностика психических заболеваний;
  • санитарно-просветительная работа:
  • организация специальных видов медпомощи — в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются:

  • предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;
  • предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;
  • предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на - первичную, вторичную и третичную.

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

  • неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),
  • факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение.

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания.

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

  • о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии);
  • о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),
  • о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Психогигиена

Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой. Но если последняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены разработка системы мероприятий, направленных на формuрованuе, поддержание и укрепление психического здоровья. Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией, использующими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.

Разделы психогигиены:

возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека. Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.

Условия для поддержанию психи¬ческого здоровья:

  • наличия чувства защищенности;
  • наличия смысла жизни;
  • уважения и самоуважения;
  • соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;
  • необходимости и возможности устранения эмоциональной на¬пряженности.

Факторов социальной среды, оказывающих влияние на психику человека:

  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • высокий темп жизни и урбанизацию;
  • усложнение профессиональной деятельности;
  • сильную загруженность (перегруженность) работой; потерю или риск потери работы;
  • большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);
  • недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.

Здоровый образ жизни - это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

  • сознательную организацию условий труда, позволяющую, по возможности, избегать психических и физических перегрузок;
  • чередование труда и отдыха с обязательным использование выходных дней и отпуска по назначению;
  • рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;
  • достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;
  • регулярную сексуальную жизнь;
  • наличие увлечений;
  • отказ от вредных привычек;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • бережное отношение к окружающей среде;
  • создание гармоничных условий в семье;
  • нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением;
  • активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;
  • избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий;
  • создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.

Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:

  • способность принимать реальность во всем ее многообразии;
  • позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру в целом;
  • адекватная устойчивая самооценка, мотивация на успех;
  • принятие личной ответственности за свою жизнь, способность делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия;
  • способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;
  • осознание проблемы зависимости и проблемы вины;
  • осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья;
  • приведение притязаний и ожиданий в соответствие с реальностью;
  • формирование навыков планирования, построения жизненной перспективы, преодоление страха перед будущим;
  • знания о проблемах стресса, выработка индивидуальной тактики управления стрессом, навыков саморегуляции.

Псuxогuгuена детского и подросткового возраста

  • Главная особенность деятельности, ребенка дошкольного возрас¬та состоит в том, что она всегда проявляется в играх. Ни в каком дру¬гом возрасте игра не имеет такого важного значения для психического развития, как в детском. Именно поэтому правильная, последовательно усложняемая организация игровой деятельности ребенказалог наиболее полноценного формирования его психики.
  • В детстве происходит последовательное развитие и усложнение впечатлительности.Растущее значение впечатлений особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период ребенок живет главным образом впечатлениями от объектов и явлений непосредственной действительности, на основе которых формируется, в первую очередь, его психическая деятельность. Известно, что в своих играх дети часто воспроизводят ситуации из жизни взрослых. Поэтому так важна психологическая атмосфера, в которой воспитывается ребенок.
  • Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Поэтому пси¬хогигиена обучения - один из ведущих и существенных разделов психогигиены, обеспечивающий у особенно ранимых 11 подверженных разнообразным влияниям подростков формирова¬ние гармоничной, здоровой психики.
  • Представители сравнительно-возрастного направления в психогигиене важную роль в полноценном психическом развитии подростков отводят психогигиене полового чувства и собственно психогигиене половой жизни.
  • В течение последних 10 лет на государственном уровне предпринимаются попытки улучшить подготовку педагогов в области психогигиены и, соответственно, реализовать необходимые психогигиенические требования в школах и других учебных заведениях. Вводятся такие предметы, как половое воспитание, валеология (наука об индивидуальном здоровье человека), которые должны способ¬ствовать формированию начиная с детского возраста жизненных приоритетов, ценностных установок на здоровье, здоровый образ жизни, овладению методами саморегуляции и самокоррекции. Однако несовершенство предлагаемых методик вызывает многочисленные нарекания специалистов, и поэтому требуется дальнейшая работа по их усовершенствованию .
  • Одной из задач психогигиены является формирование правильного отношения ребенка к своему здоровью и оказанию медицинской помощи.

Психогигиена юношеского возраста

  • Первое отличие юношеского возраста (17-21 год) от подросткового заключается в том, что юношество - это прежде всего период формирования самосознания и общественного сознания, понимания, что любой элемент деятельности индивидуума, любое его качество не является только уделом жизни и деятельности самого индивидуумa, а во многом зависят от общественной принадлежности, коллективной деятельности.
  • Именно в этот период складываются жизненные навыки, среди которых важнейшими являются:
    • умение критически мыслить, самостоятельно решать проблемы;
    • способность принимать ответственные решения;
    • уверенность в себе, эффективное взаимодействие с окружающими;
    • способность управлять своими эмоциями;
    • способность избегать неоправданного риска;
    • выбор друзей и построение позитивных отношений с людьми;
    • осознание негативных влияний и давления со стороны других людей и способность сопротивляться им;
    • укрепление связей с семьей и другими значимыми взрослыми.